Как велосипеды превратят Петербург в Smart city
В Санкт-Петербурге действует программа «Развитие транспортной системы на 2015-2020 годы». По результатам прошлого года уже выполнено 95,9% заявленных задач. Цель программы одна – к 2030 году Санкт-Петербург должен стать smart city. И один из пунктов на пути к этому – развитие велосипедной инфраструктуры.
Будущее Петербурга
В 2014 году была принята «Стратегия-2030» – план развития города на Неве. Было разработано три сценария – консервативный, умеренно-оптимистичный и инновационный. В качестве главного в Правительстве города выбрали путь инноваций. Это привлечение в экономику города инвестиций, новый подход к городскому планированию, модернизация и все это в условиях роста цен на нефть, перехода на устойчивое развитие и международной спокойной обстановки. Условия глобальные, да и писалась Стратегия в период относительного мирового спокойствия. Сегодня же ситуация изменилась, если не кардинально, то существенно, особенно в политической и экономической сферах. Тем не менее, ряд программ Стратегии выполняется, и Петербург по-прежнему стремится к званию «умного города».
Умный город
Smart city – это не город, начиненный технологиями, как смартфон последнего поколения. Точнее, не только это. В его основе лежит концепция устойчивого развития – баланс социальной, экономической и экологической сфер. То есть рост экономики приводит к высокому уровню жизни населения, но при этом не страдает окружающая среда и принимаются значительные меры по ее охране. Все сферы тесно взаимосвязаны, поэтому, если в городе есть какой-то изъян, к статусу «умного» ему будет приблизиться очень трудно. Здесь-то и появляется вопрос о велосипедной инфраструктуре, потому что главной проблемой мегаполисов остается – транспорт.
Двухколесный друг, неожиданно, стал решением многих городских проблем. Это загрязнение атмосферы выхлопными газами; рост трафика и загруженности дорог; оздоровление населения в целом. Поэтому муниципальные власти особенно заинтересованы в развитии велосипедной инфраструктуры. Для этого разрабатываются выделенные маршруты, дублирующие основные автомобильные магистрали. Устанавливаются светофоры, внедряются правила дорожного движения с учетом новых участников – велосипедистов. Открываются велопарковки и пункты велопроката.
Как в Европе
Возможности велосипеда в городе давно оценили в компактной Европе. Сегодня инфраструктура Копенгагена, Амстердама, Страсбурга считается одной из самых лучших во всем мире. В крупных городах успешно действуют программы велосипедизации. Например, Velib в Париже запущена в 2000 году. По ней открыто уже более 1800 пунктов проката с парком более 20000 велосипедов. В Барселоне за первые шесть месяцев работы государственной системы проката Bicing эмиссия CO2 сократилась на 960 т, а число пользователей прокатом превысило 1,6 млн человек. По данным исследования «Транспорт и здоровье» американского Университета Джона Хопкинса, велосипед есть у 99% жителей Нидерландов. В России – не более 60%.
Велопрокат Bicing в Барселоне
Что в Петербурге?
Развитие велосипедной инфраструктуры заложено в Транспортную стратегию Санкт-Петербурга до 2020 года. Первые пункты велопроката открылись в 2014 году и сегодня их уже 96.
Прокат "Велогород" в Санкт-Петербурге
Взять и сдать голубой велосипед можно в любой точке города – у метро или рядом с популярными местами отдыха. Этот принцип отработан по примеру Европы. В том же Копенгагене более 34% жителей пользуются прокатом регулярно, совмещая велосипед с поездкой на метро, а 4% с автомобилем.
Трасса Cykelslangen открылась в Копенгагене около двух лет назад. Ее протяженность всего 230 м, но ведет она прямиком к одному из шопинг-моллов города
Открытие новых веломаршрутов оказалось более трудным процессом. Их протяженность сейчас всего 38 км. К тому же, все действующие сейчас дорожки практически не интегрированы в городскую систему и сосредоточены в основном в рекреационных зонах вдали от основных транспортных направлений. Это не раскрывает всего потенциала велосипедной инфраструктуры. План до 2020 года – 200 км новых велосипедных трасс в Петербурге в разных районах.
– Самое активное строительство велосипедной инфраструктуры началось во времена Валентины Матвиенко – почти все существующие 30 километров велодорожек построены больше 10 лет назад, – комментирует ситуацию координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», советник вице-губернатора Игоря Албина по велосипедной инфраструктуре Дарья Табачникова. – После этого был провал, а сейчас в основном идет работа с документами. Принципиальное решение развивать велоинфраструктуру есть, мы это зафиксировали в Транспортной стратегии Санкт-Петербурга. Но КРТИ запаздывает с объявлением конкурса на проектные работы, и есть шанс, что в этом году мы снова не увидим ни одного нового километра.
Урбанисты и активисты общественного движения «Велосипедизация Петербурга» дают Правительству города консультации, чтобы направить работу в нужное русло. Параллельно налаживают контакты с представителями бизнеса, чтобы привлечь не только государственное финансирование. Одним из таких результатов стал совместный проект города и частных инвесторов по строительству велодорожки на Московском проспекте. Кроме того, к экспертам движения обращаются девелоперы, пожалуй, одни из самых ответственных за будущий город представителей бизнеса.
Жилые кварталы по-новому
Строительные компании подхватили всеобщий велосипедный тренд. Большинство проектов, где сегодня есть велодорожки, возводятся по принципу комплексного освоения территории и представлены там, где место позволяет: в черте города и ближайших пригородах. Среди наиболее популярных локаций – Мурино и Кудрово во Всеволожском районе области, Красносельском и Приморском районе Петербурга.
Если оставить в стороне споры об архитектурных и цветовых решениях новых проектов, и рассмотреть внутреннюю общественную инфраструктуру, оказывается, что мы ближе к европейским стандартам, чем ожидали. Застройщики в квартальных проектах, помимо домов и соцобъектов, создают комфортную третью среду – пространство для общения соседей, как в старые добрые времена «ребят с нашего двора», прогулок и спорта.
Велодорожки сегодня представлены в масштабных проектах крупных застройщиков города и области (SETL CITY, «ЛСР», «РосСтройИнвест» и другие) и это важно для всего города. Например, в объектах девелопера SETL CITY протяженность велодорожек варьируется и достигает 12 км (ЖК«Солнечный город»).
Схема велодорожек в ЖК "Солнечный город"
– Для SETL CITY вопросы рекреационной инфраструктуры будущего жилого комплекса также важны, как и его архитектурное решение, наполнение социальными объектами и коммерцией, – говорит генеральный директор компании SETL CITY Илья Ерёменко. – Велосипедные дорожки мы строим в масштабных проектах комплексного освоения территории, где для этого есть достаточное количество пространства, чтобы обеспечить хорошую протяженность маршрутов. Велодорожки, как и другая спортивная инфраструктура, задают определенный стиль жизни – активный, спортивный, здоровый, динамичный – таким SETL CITY видит современный город.
Велодорожки в новых кварталах – это, конечно, небольшая часть территории, если мыслить в масштабах города. Как считает Дарья Табачникова, связанная городская сеть велодорожек, по которым захотят поехать люди, появится только при активном участии городской власти. В любом случае, заинтересованность девелоперов – хороший знак. И если «частные» дорожки будут безопасными, удобными для всех, то они вполне могут стать частью велосипедной инфраструктуры всего Петербурга и приблизить город к smart city.
Яна Андронова, специально для N911.ru
Комментарии