Как девелопер может заработать на общественных пространствах?
С 14 по 20 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге проходит III Международная неделя урбанистики Urban Week. Это серия мероприятий различного формата, посвященная развитию современной городской среды. Открылась неделя урбанистики ежегодным Форумом PROURBAN, в рамках которого прошла дискуссия: «Как городские общественные пространства могут стать прибыльными для девелопера?».
Вице-президент Фонда «Сколково», директор по развитию городской среды Елена Зеленцова отметила, что тема развития городской среды становится сегодня объектом моды, при этом важно разобраться с самим понятием общественное пространство. Инструментарий и механизмы участия бизнеса в развитии городской среды во многом зависят от специфики общественных пространств. По мнению Елены Зеленцовой, следует ввести деление общественных пространств на два типа: общегородские и приватные, которые требуют меньших вложений.
По мнению генерального директора Knight Frank LLС Санкт-Петербург Николая Пашкова, общественные пространства дают девелоперу возможность «заработать два раза», поскольку улучшают качество и имидж основных функций (в первую очередь, жилья) и создают центры притяжения, что позволяет зарабатывать на потоках. Спикер отметил, что монетизировать общественные пространства и создавать центры притяжения можно, в первую очередь, за счет создания барных и ресторанных улиц. Однако при создании общественных пространств в городе очень важна единая концепция.
Вице-президент по стратегическому развитию холдинга GS Group Константин Аксенов, поделился опытом своей компании по созданию частного инновационного кластера и креативного города Технополис GS в городе Гусев Калининградской области. Как отметил спикер, создатели Технополиса исходили из понимания, что инновационные идеи вероятнее всего появятся в городском креативном пространстве. Именно поэтому целью проекта стало создание привлекательных условий для креативного класса: комфортабельная жилая зона и инфраструктура, разнообразие культурной жизни и возможностей креативного развития, развитие сообщества жителей «Технополиса GS» на основе креативных увлечений. Важными составляющими создания креативной среды на территории Технополиса являются грантовая поддержка социокультурных инициатив жителей Гусевского муниципального района, а также размещение на территории Технополиса университетского кампуса.
Генеральный директор УК «Доверие», председатель Экспертного совета по жилой недвижимости РГУД Дмитрий Панов рассуждая о том, как вовлечь бизнес в формирование городской среды подчеркнул, что бизнес должен действовать в рамках общей концепции развития города, с учетом потребности ближайшего окружения и перспективного развития локации. «Важно помнить, что общественное пространство призвано не заполнить локацию, а наполнить ее», - отметил спикер. В качестве примеров частных инвестиций в общественные пространства в России Дмитрий Панов привел набережные города Ростова-на-Дону «Донской причал» и Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге. По мнению спикера, одним из эффективных способов вовлечения бизнеса в организацию общественных пространств является формат POPS (Privately Owned PublicSpaces -–общественные пространства в частной собственности). В России в рамках формата POPS развиваются такие масштабные проекты, как «Новая Голландия» и «Artplay».
Начальник отдела управления проектами развития территорий Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Евгений Бондарчук, рассказал о готовящейся в настоящее время Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года развитие общественных пространств заложено в качестве одного из приоритетов. В проекте предусмотрено создание новых и модернизация уже существующих общественных пространств и мест отдыха на основе привлечения различных источников финансирования, включая схему государственно-частного партнерства. Документ должен стать основой нового Генплана, принятие которого планируется в 2018 году, что в свою очередь позволит технически реализовать проекты. По словам Евгения Бондарчука, стоит задача уйти от бессистемного подхода в планировании рекреационных зон, для чего проводится анализ: сколько, какого качества и функционального предназначения пространства необходимо горожанам и гостям Петербурга. Также власти заинтересованы в том, чтобы привлечь представителей бизнеса к разработке данной концепции. Конечной целью городской администрации является повышение капитализации находящихся рядом с общественными пространствами объектов, перевод их на самоокупаемость по примеру московского парка отдыха имени Горького.
Финским опытом создания общественных пространств в ГЧП-проектах поделилась директор по проектам HelinCo Architects (Финляндия) Елизавета Паркконен. Эксперт рассказала о создании таких комплексных узловых проектов в городе Хельсинки, как Центр Камппи (включает офисы, жилье, ритейл, метро, два подземных автовокзала, подземный паркинг), Центр Каласатама (включает жилье, ритейл, офисы, метро, велотрасса и велопарковка, трамвай, магистраль, подземный паркинг, детский сад, гостиница/апартаменты, поликлиника, открытый парк на крыше) и о проектировании районного центра Сэлло в городе Эспо (включает ритейл, библиотека, жилье, концертный зал, автовокзал, железнодорожный вокзал).
Источник: РГУД
На фото: пример общественного пространства в Нью-Йорке
Источник фото: yablor.ru
Комментарии